И здесь тоже напишу
Oct. 30th, 2013 12:10 amОчень обидно, что у меня начисто отключается выдержка, логика и умение формулировать именно тогда, когда они больше всего бы пригодились. Но я от некоторых суждений теряю всякую способность к переубеждению в один миг. Просто вырубает, и все. Как слышу, например, что Ульрика Майнхоф все правильно делала - сразу начинаю грызть щит и мальчики кровавые в глазах.
И еще никогда не могу поверить, что собеседник на самом деле честно и искренне что-нибудь такое думает - мне всегда кажется, что нельзя всерьез, например, верить в теории Фоменко, или считать что сталинские лагеря это ничего такого. Это же очевидно, очевидно! Всегда мне кажется, что это из какого-то злого умысла, то ли чтобы оправдать собственные некрасивые поступки, то ли чтобы побольше людей смутить, то ли чтобы задразнить меня лично.
Очень, очень мешает в жизни.
И еще никогда не могу поверить, что собеседник на самом деле честно и искренне что-нибудь такое думает - мне всегда кажется, что нельзя всерьез, например, верить в теории Фоменко, или считать что сталинские лагеря это ничего такого. Это же очевидно, очевидно! Всегда мне кажется, что это из какого-то злого умысла, то ли чтобы оправдать собственные некрасивые поступки, то ли чтобы побольше людей смутить, то ли чтобы задразнить меня лично.
Очень, очень мешает в жизни.
no subject
Date: 2013-10-30 05:19 am (UTC)Когда я рассматривала там фотографии немецких офицеров, меня буквально оглушила простейшая, но как-то раньше не особо очевидная мысль – это ведь не монстры были, какими, может быть, рисовала их некоторая часть советской литературы. Это были люди. ОБЫЧНЫЕ. Как мой муж, мой сосед, как мой начальник, как мои коллеги. Преданные сыновья, заботливые и нежные отцы, трепетные и верные мужья.
Я хорошо себе представляю, что иногда для объективной оценки какой-то ситуации надо обязательно быть вне ее. Находясь внутри, человек теряет способность четко видеть истинный цвет своих поступков и мыслей. Но я все равно не понимаю, как можно истязать других людей, какими мыслями и словами руководствуясь. Не понимаЛА и не представляЛА, пока не почувствовала жуткую ненависть сама. К тетке, которая мне ничего не сделала. Она всего лишь со страниц своего ЖЖ проповедует о том, что больных детей надо убивать еще в утробе, что человечество не может тащить балласт из инвалидов, детей с синдромом Дауна или «хрустальных» людей и т.д. И что меня ужаснуло еще больше, это количество одобрительных комментариев! С оттенком жалости к мамашам, которые цепляются за своих «детей-недолюдей». Дескать, бедняги, им ведь еще предстоит понять, что для выживания человечества как вида ему придется уничтожать «бракованных» особей. И никакие призывы подумать и представить себе, что это она сама родилась с дефектом (хотя вопрос, что считать дефектом - на мой взгляд, как раз она и родилась с дефектом на всю голову и душу), что ее ребенок родился не совсем здоровым, ничто не действует – она спокойно писала о том, что отказалась бы от ребенка, а если бы генетически была бы высока вероятность рождения ребенка с аномалиями, то и не рожала бы вовсе. И не потому что в детдомах есть много ждущих домашней ласки детишек. Как раз там сплошь генетический мусор, с ее точки зрения.
И это взрослая женщина, имеющая сына, родившаяся в человеческой семье в Санкт-Петербурге, работающая на какой-то типа журналистской стезе, пишущая грамотно и складно...
Нет, я бы не стала пытать ее и вырывать ей ногти. Но в основе того, что происходило тогда в лагерях (сталинских ли, фашистских ли) и происходит сейчас – как раз вот эта ненависть. Внутреннее согласие с тем, что есть люди, а есть не совсем люди. И неважно, какой критерий будет избран для определения «нелюдя». Потому как именно осознание того, что напротив тебя НЕ человек и делает возможным избить старика, пытать еврея, глумиться над инвалидом и т.д. Нет идентификации стоящего перед тобой существа как идентичного тебе. Своя персона – да, несомненно, человек; своя семья – да, они люди, я знаю их мысли и чувства (впрочем, есть и тут исключения); а вот умение увидеть человека в постороннем – нет его.
Я не хочу жить рядом с людьми, которые могут не видеть людей в окружающих. Да, я однозначно за пожизненные сроки для террористов, отбирающих жизнь и истязающих других людей. Но нельзя забывать, что и они, как это ни ужасно, люди. Со своими мотивациями. И часто приходится испачкаться по самую маковку в их мотивациях, чтобы понять, как не допустить их в головы других людей.
Это ужасная беда. :( И как с этим можно эффективно бороться – я не знаю. Если я иногда почти с наслаждением представляю себе, что руку, выкидывающую окурок из окна машины, откусывает крокодил.
Боже, если ты есть, дай нам мудрости и сил.