dashca: (calm)
[personal profile] dashca
Смотрю на фотографии немцев (мирного населения, преимущественно женщин), которые под надзором американских солдат перезахораняют евреев, погибших в концлагерях, во время маршей смерти, или просто расстрелянных, из общих могил - в 45 году, и думаю:

Что я совсем себе не представляю реалий тех лет - советские еще хоть как-то, остальные - вообще никак.
И что совсем не могу думать "правильно, так им и надо", а только "кошмар, кошмар". Что людей, которые придумали, что так надо сделать, я каким-то краем ума понимаю - по крайней мере понимаю, какие цели они преследовали, и это важные цели. И что я не знаю, как бы я поступила на их месте, и не могу их осуждать. И что на уровне общества эти цели может быть и были достигнуты - не знаю.
Но я не умею себе представить никакое общество, а только отдельных людей. И сталкиваясь с такими историями - с этой, с фактом о том, что в разбомбленном Берлине гуманитарную помощь давали только после обязательного просмотра видеозаписей из концлагерей - всегда чувствую себя немецкой женщиной. Вот я, предположим, там живу, в каком-нибудь немецком городе, мужа мобилизовали, он ушел на войну и ни слуху ни духу, дети голодные. И последние лет пять я работаю на каком-нибудь заводе, навинчиваю какие-нибудь гайки на болты, айн-цвай-драй, контроль, тоннель, шлагбаум, дебаркадер, и ничерта не понимаю, что вообще происходит, потому что у меня других источников информации, кроме официальной пропаганды, нет. И это такие непростые пять лет. А потом внезапно война проиграна, и на меня сваливается, огромным потоком, вся эта жуть про концлагеря и прочее. А потом приходит американский военный и говорит - завтра сбор в десять утра, будете раскапывать могилы. И как мне потом это снится всю оставшуюся жизнь. А муж так и не вернется, например.
И все это в качестве отдельно взятой судьбы ничуть не легче, чем отдельно взятые судьбы людей с другой стороны фронта. Но жалеть первых, почему-то, не принято.

Думаю, что легко осудить тогдашних людей из сегодняшнего дня, когда видна сравнительно полная картина, легко осуждать голодных и напуганных, сидя в своей уютной норке, в мире и здравии; легко претендовать на объективность, говорить об обществе, ссылаться на статистику, когда эта статистика не про тебя.
И что я, например, совсем не уверена, что живи я - пусть даже со всеми своими убеждениями в гуманизме, большой частью которых я обязана просто тому, что родилась в конце двадцатого века, а в начале века воспитывали иначе - в Германии в те самые времена - без связи с внешним миром, без интернета, без каких-либо альтернативных источников информации - так вот, я глубоко не уверена, что я могла бы разобраться в происходящем и сделать какой-нибудь такой выбор, за который мне ни капли не было бы стыдно впоследствии, когда я бы узнала обо всем.
Очень вероятно, что я бы занималась своей маленькой жизнью - воспитывала детей, готовила обед мужу, убирала дом. Мужа забрали бы на фронт - добывала бы средства к существованию. Все.

Да, я понимаю, что фашисты делали ужасные вещи. Я понимаю, что очень хотелось хоть что-нибудь сделать, чтобы этот ужас вещи никогда не повторился. Но некоторые вещи, сделанные в рамках этого стремления, сами по себе тоже ужасны. Я не знаю, можно ли без них, я не знаю, как нужно, я не могу думать, что те, кто это придумал - уроды, но думать, что это правильно, я тоже совсем не могу.
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

dashca: (Default)
dashca

September 2015

S M T W T F S
  12 345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 22nd, 2026 03:22 pm
Powered by Dreamwidth Studios