dashca: (Default)
dashca ([personal profile] dashca) wrote2011-02-08 08:48 am

(no subject)

Думала недавно, что известная песня про "выйду ночью в поле с конем" всякий раз вызывает у меня какую-то не вполне адекватную реакцию, и чуется мне про нее, что это какая-то поддельная русская песня, как будто заказанная сверху, или еще что.
И таки да, автор слов - Александр Шаганов, понятия не имею кто это, но родился он в 65-м, а известность, пишет мне википедия, пришла к нему после 86-го. Недавняя, то есть, песня, и не народная совсем.

То есть верно я все чувствую, но в интуицию не верится, наверняка есть какие-то черты у нее, которые заставили меня так думать - но какие, какие?

[identity profile] october-last.livejournal.com 2011-02-08 07:18 am (UTC)(link)
Вот именно по поводу этой песни мне бы и в голову не пришло подумать, что она народная. Ещё в школе на уроках пения понял, насколько обманчивым может быть это ощущение "народности".
Да и вообще, говоря на чистоту, не было никаких "народных" песен вообще. Просто имен иных авторов история не сохранила, а песни живут. Не будь википедии, может и про Шаганова забыли бы.

[identity profile] dashca-enotik.livejournal.com 2011-02-08 07:34 am (UTC)(link)
Нет, народные песни есть. В школе в пятом классе учат, что фольклор отличается от литературы тем, что, во-первых, фольклор передается устно, от человека к человеку, и за счет этого запоминается не ахти как, и каждый следующий носитель меняет и преобразовывает текст, в результате у произведения появляется много авторов, не подозревающих друг о друге, а имя создателя вообще стирается из памяти.
А литература письменна и автора - помнит.

Не думаю, что все совсем так просто, но народное от ненародного обычно можно отличить, даже не зная, что перед тобой, так что разница есть - интересно, какие у этой разницы формальные признаки!
Что позволяет мне отличать одно от другого?

[identity profile] october-last.livejournal.com 2011-02-08 01:01 pm (UTC)(link)
ОК, такое определение вполне себе правомерно. Но мне кажется в таком случае народными песнями следует назвать также многие из тех, изначальных авторов которых все ещё можно определить, но о них мало кто знает либо приписывают авторство кому-то другому.
Что касается формальных признаков - я бы ставил на то, что в истинно народных песнях содержание, как правило, определяется насущными/актуальными проблемами людей, особенностями культурной среды в которой получила распространение та или иная песня.

[identity profile] khors.livejournal.com 2011-02-08 07:45 am (UTC)(link)
Шаганов написал дофига текстов для "Любэ". А про коня песня... не знаю, мало в какой народной песне прямым текстом говорится "Я влюблен в тебя, Россия, влюблен"... Может, это?

[identity profile] dashca-enotik.livejournal.com 2011-02-08 08:14 am (UTC)(link)
Нет, нет - полно в народных песнях прямого текста про любовь к россии/украине/отчизне/родине - правда, не упомню примеров с "влюблен" - возможно, оно и настораживает

[identity profile] teafi.livejournal.com 2011-02-08 07:49 am (UTC)(link)
Дык там грамматика современная. Я вообще был уверен, что это из какого-то современного фильма :)

[identity profile] dashca-enotik.livejournal.com 2011-02-08 08:18 am (UTC)(link)
Тааак, а в чем выражается совеременность грамматики?

То есть ясно какая разница между этой и совсем уж старыми песнями, но - есть же песни времен, там, революции и гражданской войны, у них грамматика вроде та же, а читаются, как народные, без всяких проблем

[identity profile] teafi.livejournal.com 2011-02-08 08:21 am (UTC)(link)
А, в ЭТОМ смысле народная! Я думал, в смысле давняя народная. Тогда, конечно, по грамматике не скажешь. Но всё равно, я тоже не воспринимал её, как народную... Недостаточно протяжная, что ли?..

[identity profile] cimpond.livejournal.com 2011-02-08 08:16 am (UTC)(link)
Я было подумал, что ты в интуицию вообще не веришь. ) Многие считают, что интуиция берется из опытности в какой-то области, насмотренности и т. п. Тоесть если процесс приведший к некоему выводу, скрыт, неотрефлексирован, то это называют интуицией. Это очень даже убедительно, но бывает и иначе, бывает такая интуиция, до истоков которой невозможно докапаться, потому что знание приходит извне, напрямую.

Но тут вижу вопрос именно в интуиции в отношении этого текста, тут наверное и в самом деле без интуиции можно. Как и вообще в текстах, есть опыт – есть "интуиция".

[identity profile] dashca-enotik.livejournal.com 2011-02-08 08:20 am (UTC)(link)
Ну я вот тоже думаю, что интуиция - в большинстве случаев неосознанный, неотрефлексированный опыт - я ж и хочу отрефлексировать

[identity profile] cimpond.livejournal.com 2011-02-08 08:54 am (UTC)(link)
Я не помню весь текст, но на эту песню офигенную пародию помню в исполнении офигенной команды КВН Пятигорск. И тут уже есть аргументы, типа слова влюблен.

*Между этими абзацами поет златая рожь и кудрявый лен.*

Почитал текст. Послушал тошнотворное любэ. Короче, текст как текст, ХЗ что в нем ненародного, но вот как исполняет любэ мне не понра, и вообще я совсем не наслушан народными песнями, помню пару украинских и все, но я знаю что нородные песни могут говорить о всяком и об общем, архетипичном и о частном, о конкретных событиях истории. Вопрос лишь, как об этом говорить, как составлять слова в строчки. Я не могу этого мигающего, исчезнувшего автора опознать для себя, мало опыта.

Для тех, у кого нет опыта или опыт неотрефлексирован, вроде меня, фальшивая народность могла быть опознана именно в исполнении. В том, что песня эта вставлялась туда, где ты ожидаешь чего-то программного. Я всегда от Любэ ожидал фальшивого такого псевдоглубокого патриотизма, я видел их такими всегда. Может эти суперкосвенные признаки позволяют и мне непойми откуда чувствовать в этой песне ненародность.

[identity profile] dashca-enotik.livejournal.com 2011-02-08 09:20 am (UTC)(link)
Ну в моем случае дело точно не в Любэ, т.к. я ее слышала последний раз в исполнении хора, в котором поет Петя, весьма хорошем

до того тоже слышала, но в каком-то ролевом контексте - то есть, гм, хор под гитару или без гитары, кто в лес, то по дрова, о качестве тут не поговоришь, но об искренности - вполне - нормальные народные песни в подобном исполнении обычно вполне органично звучат, ну там, ты не вейся черный ворон над моею головой и все такое.

[identity profile] lfirf.livejournal.com 2011-02-08 09:42 am (UTC)(link)
многократный повтор про коня, может? причем неприпевный... ну и рифма странная для народной.
я вообще эту песню восприняла как неявно пародийную...
А, вот еще: не помню хоть убей народных с навязчивой декларацией любви к родине...

[identity profile] cimpond.livejournal.com 2011-02-08 09:56 am (UTC)(link)
Все-таки каментом ниже я конкретизировал, ближе подошел к рефлексии относительно ощущений от текста, а не от исполнения.

[identity profile] cimpond.livejournal.com 2011-02-08 10:13 am (UTC)(link)
Хмм.. Петя поет в церковном хоре? И там.. про коня и влюбленность в Россию?

Россия... этож видимо то же что Святая Русь, и звезд там целая благодать, может этого достаточно чтобы ее пел церковный хор? ) Хотя может быть им важно то, что это сложная (а может и интересная) штука для исполнения, может сам смысл не так важен с точки зрения того, кто подбирает репертуар для хора.

[identity profile] dashca-enotik.livejournal.com 2011-02-08 04:34 pm (UTC)(link)
У церковных хоров бывают вполне светские концерты, кто выбирает репертуар и из каких соображений - я не знаю ))

[identity profile] cimpond.livejournal.com 2011-02-08 09:03 am (UTC)(link)
И еще, там эта любовь к россии берется хрен знает откуда внезапно! На этой внезапности любви и ее искуственной прилепленности к тексту и строилась пародия Пятигорска. Может они попали в точку относительно ненародности?

Я бы понял, что кто-то влюблен в россию, если бы он вышел не просто в поле с просто конем, а с русским конем, или в родное поле, или в там... вОлОгОдскОе... А тут природа, небо, конь, рожь... ни слова о России, все это есть в других странах не так уж близких к россии. Все указания на Россию - символические и неконкретные, а где простая, народная индексальная семантизация? )

[identity profile] mahyak.livejournal.com 2011-02-08 09:08 am (UTC)(link)
она слишком сложно организована для народной.
рифмовка слишком аккуратная, игра с ритмом в припевах,
лексика: все эти "звезд благодать" и "Где рождает поле зарю"

[identity profile] lfirf.livejournal.com 2011-02-08 09:43 am (UTC)(link)
ты сформулировала!

[identity profile] cimpond.livejournal.com 2011-02-08 10:14 am (UTC)(link)
Звучит убедительно.
(deleted comment)

[identity profile] dashca-enotik.livejournal.com 2011-02-08 04:30 pm (UTC)(link)
не, ну а как же художній паралелізм про Хмельницкого и плющ?
И "ты не вейся, черный ворон" - там прямо прямым текстом поется "за Родину я пал" ? И все такое?

[identity profile] hirdmann.livejournal.com 2011-02-08 10:49 am (UTC)(link)
там вообще-то гармония не народная.

[identity profile] dashca-enotik.livejournal.com 2011-02-08 04:26 pm (UTC)(link)
Ух ты! А подробнее?

[identity profile] hirdmann.livejournal.com 2011-02-08 04:36 pm (UTC)(link)
Ну попробуй разобрать по ступеням "калинку-малинку" и Коня.

а если хочешь терминологического обоснования-вот http://mirslovarei.com/content_his/muzyka-russkaja-47637.html тока многабукаф.

[identity profile] dashca-enotik.livejournal.com 2011-02-08 04:46 pm (UTC)(link)
мое музыкальное образование было очень давно, очень немного и очень неправда, поэтому я просто с трудом понимаю, что такое гармония и с чем ее едят
если есть время объяснить - буду рада )

[identity profile] hirdmann.livejournal.com 2011-02-08 04:51 pm (UTC)(link)
короче в русской музыке низзя ставить ступени подряд и низзя делать септаккорд в любом проявлении.
(deleted comment)

[identity profile] hirdmann.livejournal.com 2011-02-08 04:50 pm (UTC)(link)
блин. разобрал только что. ни хроматизма ни септимы нет, а они вроде основной запрет в русской народной музыке. Значит я ошибся. Неправильно посчитал. Бывает.

[identity profile] grattoir.livejournal.com 2011-02-08 06:16 pm (UTC)(link)
Раз тут уже разобрались, тупо факт. В "Достоянии республики" голосованием признали "Коня" лучшей песней Игоря Матвиенко =)

[identity profile] socialistyouth.livejournal.com 2011-02-26 05:06 pm (UTC)(link)
Не знаю, народ, вот я АБСОЛЮТНО не русский, ни капли русской крови не имею, никогда в России подолгу не жил, но вот берет меня эта песня за живое, ох как берет! Сам не знаю, чего так, но факт.