dashca: (Default)
dashca ([personal profile] dashca) wrote2012-01-31 07:51 pm

Валя-Валентина, что с тобой теперь?

Давно собиралась написать про программное стихотворение Э. Багрицкого "Смерть пионерки", что, по-моему, это очень хорошее стихотворение.
Во-первых, он просто хороший поэт, очень. Во-вторых, главное, что в стихотворении всех раздражает - это советский контекст. Мне же, то ли потому, что я с советским знакома только из учебника истории, может, из-за врожденной склонности к романтизации и восприятию романтического, этот контекст не то что не мешает - я его вообще не воспринимаю как что-то, связанное с реальностью. Для меня это - совершенно абстрактный фон, на котором разворачивается противопоставление гиблого, мещанского, затхлого, тленного - новому, живому, вечному. И весь текст - о победе второго, несмотря на кажущееся всемогущество первого - совершенно евангельский сюжет.
А то, что автор первое связывает с христианством, а второе - с пионерами - реверанс истории, внешняя шелуха, одёжка.

"И выходит песня
С топотом шагов

В мир, открытый настежь
Бешенству ветров."

Более того, я почти все лирические тексты так воспринимаю. Например: мужчина уходит на войну, а женщина его ждет. Сюжет стар, как мир, и мне все равно, в чьем окне будет гореть огонек - в этом смысле мне что Пенелопа, что Катюша.
Да, я вряд ли смогла бы с теми же чувствами читать балладу, в которой главной героиней бы выступила Ева Браун - но это потому, что в таком случае контекст входит в противоречие с архетипом - мужчина, которого ждут, должен сражаться за правое дело; но если это будет безымянная белокурая фройлян в Берлине 1943 года - у меня будет сердце замирать.
Нет белых и красных, есть смерть и любовь, и вера, и надежда, и отчаяние, и боль, и покой, и воля. А остальное - декорации.

[identity profile] saver-ag.livejournal.com 2012-01-31 06:02 pm (UTC)(link)
хороший текст

[identity profile] dashca-enotik.livejournal.com 2012-01-31 06:34 pm (UTC)(link)
)) это я просто об этом двадцать раз поспорила и в процессе все сформулировала.

[identity profile] letrym.livejournal.com 2012-01-31 06:15 pm (UTC)(link)
нет, если бы всё остальное было декорациями, и любви с надеждой не было бы. архетипы они в сухой психологической книжке хороши, а для персонажей - конкретика, в том числе убеждения. но с тем, что их можно понимать и любить несмотря на идеологические несходства я согласен, конечно.

[identity profile] dashca-enotik.livejournal.com 2012-01-31 06:31 pm (UTC)(link)
Ну, это все - не декорации относительно автора; а относительно персонажей - вполне. Я их не люблю не "несмотря на", а просто вообще не особо различаю.

То есть в разговоре о самом Багрицком от этого не абстрагируешься, именно потому что он совершенно реален, и жил в реальном советском союзе; многим захочется у него спросить, зачем он вообще он романтизировал происходящее, и этот вопрос, наверное, правомочен.
А с персонажами иначе.

[identity profile] letrym.livejournal.com 2012-01-31 06:53 pm (UTC)(link)
а почему иначе? авторы реальны, а персонажи - типичны, значит тоже реальны, ведь такие пионерки были.

[identity profile] khors.livejournal.com 2012-01-31 06:16 pm (UTC)(link)
Там еще мотив "золоченого маленького крестильного креста" есть, как негативный, скорее, хотя автор и оставил пространство для трактовки этого символа.

Под последней фразой твоего текста я бы тоже подписался.

Душевный пост, спасибо.

[identity profile] dashca-enotik.livejournal.com 2012-01-31 06:25 pm (UTC)(link)
Да, как негативный; даже очень понятно, почему.

Совершенно отдельно от любви к этому тексту мне, конечно, очень жаль, что для Багрицкого (и много для кого еще тогда) христианство олицетворяло негатив, но что сделаешь; в этом не один Багрицкий виноват. Действительно, были проблемы, глупо это отрицать. Они и сейчас есть (
Ну, плюс он из еврейской религиозной семьи, и у него, похоже, религия вообще вызывала отторжение:

"Плясало дерево.
И детство шло.
Его опресноками иссушали.
Его свечой пытались обмануть.
К нему в упор придвинули скрижали —
Врата, которые не распахнуть.
Еврейские павлины на обивке,
Еврейские скисающие сливки,
Костыль отца и матери чепец —
Все бормотало мне:
— Подлец! Подлец!—"

какая-то там мутная история

[identity profile] khors.livejournal.com 2012-01-31 06:48 pm (UTC)(link)
Ты мне подкинула пищи для ума... Подумаю на досуге, спасибо.

[identity profile] kat-bilbo.livejournal.com 2012-01-31 06:29 pm (UTC)(link)
Очень хорошо написала, спасибо, Даша.

Очень люблю этот текст, и меня всегда коробило, когда над ним стебались, прикапываясь именно что к советскому контексту.

[identity profile] dashca-enotik.livejournal.com 2012-01-31 06:39 pm (UTC)(link)
Не за что )

Я вообще очень люблю Багрицкого, мне кажется, он незаслуженно отодвинут на второй план - все-таки у него совершенно уникальный звук - очень широкий охват, я бы сказала, монументальность; в чем-то схожая с Маяковским, но при этом начисто лишенная присущей Маяковскому тяжеловесности (которую я тоже люблю, просто это другое) .

[identity profile] lfirf.livejournal.com 2012-01-31 09:18 pm (UTC)(link)
Багрицкий, Шенгели (полюбленный мной навеки за три строчки, цитируемые Паустовским: "Есть острова, далекие, как сон, и нежные, как тихий голос альта, – Майорка, Минорка, Родос и Мальта.."), Семен Кирсанов, Инбер, Олеша: один город, одно объединение "Коллектив поэтов" и - общая мелодия.

[identity profile] dashca-enotik.livejournal.com 2012-02-01 06:55 pm (UTC)(link)
Хаха, я думала, Шенгели - такой тусовщик, а он оказывается поэт; просто почему-то про него так никто не пишет, из тех, кого я читала.

[identity profile] lfirf.livejournal.com 2012-02-01 08:02 pm (UTC)(link)
Из его стихов, насколько я знаю, мало что сохранилось
В доинтернетную эпоху я их найти не смогла... а искала...
Ты воспоминания Инбер почитай, и Мариенгофа. Тусовка была та еще))

[identity profile] oleynikov.livejournal.com 2012-04-23 09:09 pm (UTC)(link)
Да-да, всеми лапами! Чрезвычайно одаренный поэт был.

[identity profile] cimpond.livejournal.com 2012-01-31 06:48 pm (UTC)(link)
"Для меня это - совершенно абстрактный фон, на котором разворачивается противопоставление гиблого, мещанского, затхлого, тленного - новому, живому, вечному. И весь текст - о победе второго, несмотря на кажущееся всемогущество первого - совершенно евангельский сюжет."

Классно, я очень рад, что ты так можешь думать и понимать, ато иной раз бывают проблемы с абстрагированием от деталей, у всех. Это близкая и мне тема, типа "смотрите ж вы на главное, а не на обстановку", но всегда кто-нибудь будет со мной спорить. ) Вот есть же люди, которые не понимают Холдена Колфилда! Почти как с пионеркой, проблемы экзистенциальные, глобальномасштабные, (устаревшего и нового, поддельного и настоящего) а не какое-то там подростковое осуждение американской действительности или еще чего-то там.

И конечно, это абстрагирование допустимо в худ. тексте, но в ситуациях с живыми людьми, все сложнее, там по-всякому бывает.

[identity profile] dashca-enotik.livejournal.com 2012-01-31 06:52 pm (UTC)(link)
да, американская действительность не при чем))

и с людьми так нельзя, стопроцентов - см. я там выше пишу на эту тему

[identity profile] cimpond.livejournal.com 2012-01-31 07:03 pm (UTC)(link)
Я читал, что ты пишешь это, свою фразу я какбы приплюсодинил. )

Американская действительность там не совсем "любой фон", но раз седня библейские сравнения идут, то скажу, что эта действительность имеет символическое значение, какбы весь мир имеется ввиду, весь этот притворный образ жизни, "ездишь на работу на машине, смотришь кинохронику" и доволен этим, не желаешь большего, это типа как египетское рабство или содом и гоморра (больше сходу примеров не приведу, надо В.З. читать), вобщем некий образ, настрой, служащий отрицательным примером. )

[identity profile] dashca-enotik.livejournal.com 2012-01-31 07:10 pm (UTC)(link)
еще вавилонское пленение :) но вообще у них, кажется, разный символизм

[identity profile] cimpond.livejournal.com 2012-01-31 07:21 pm (UTC)(link)
Возможно, тут читать надо, Сарочка неточна, как и Рабинович. )

[identity profile] wolfox.livejournal.com 2012-01-31 08:47 pm (UTC)(link)
воспринять абстрактно получилось после аналогии "умирающий боец в плену отказывается принять чужую веру". через полную абстракцию тяжело, как и через ситуацию с пионерами. надо подумать на эту тему, слишком многое воспринимается через призму субъективности.

спасибо за пост :)
Edited 2012-01-31 20:57 (UTC)

[identity profile] green-serpent.livejournal.com 2012-02-01 12:54 pm (UTC)(link)
>Да, я вряд ли смогла бы с теми же чувствами читать балладу, в которой главной героиней бы выступила Ева Браун
А если не Ева Браун, а Ева Перон? ;-)

[identity profile] dashca-enotik.livejournal.com 2012-02-01 07:07 pm (UTC)(link)
Ммм, ну, я не знаю, кто такая Ева Перон, так что да

[identity profile] green-serpent.livejournal.com 2012-02-01 08:01 pm (UTC)(link)
ты не видела "Эвиту"?

[identity profile] dashca-enotik.livejournal.com 2012-02-01 08:42 pm (UTC)(link)
нееет
а надо?)
(deleted comment)

[identity profile] dashca-enotik.livejournal.com 2012-03-20 11:58 pm (UTC)(link)
А у меня он был в школьном учебнике литературы за 5й, что ли, класс - мы его не проходили на уроках, но учебник я от скуки прочитывала от корки до корки каждый раз. И у меня от него всегда был прямо мороз по коже, а пропаганды никогда не видела.

Но у Багрицкого есть совершенно аполитичные стихи
http://liricon.ru/kontrabandisty.html
http://liricon.ru/ptitselov.html
http://liricon.ru/ot-chernogo-hleba-i-vernoj-zheny.html

[identity profile] olga varshaver (from livejournal.com) 2012-04-21 10:42 am (UTC)(link)
Очень интересен и пост и обсуждение. Спасибо! Можно ссылку на этот пост утащить в фейсбук?

[identity profile] dashca-enotik.livejournal.com 2012-04-21 06:10 pm (UTC)(link)
да, конечно ) только можно мне потом ссылку на комментарии в фейсбуке, если будут? :)

[identity profile] oleynikov.livejournal.com 2012-04-21 07:30 pm (UTC)(link)
Как я люблю Багрицкого, как жаль, что его не помнят сейчас

[identity profile] dashca-enotik.livejournal.com 2012-04-23 08:29 pm (UTC)(link)
А кого у нас помнят, кроме Бродского и Пушкина?
Ну, по крайней мере у меня впечатление, что люди либо поэзией интересуются и тогда знают более-менее всех, или не интересуются, и тогда почти никого не знают. Хотя я сама, пожалуй, не могу похвастаться начитанностью, я многие имена знаю, а стихов - не так много, если подумать.


[identity profile] oleynikov.livejournal.com 2012-04-23 09:08 pm (UTC)(link)
Оба двое этих очень прекрасны тоже.
Нет, ну я вот вообще не знаю Лианозовской школы, Сатуновского, Сапгира, и прочих. Не знаком почти со стихами Смелякова. Не оценил пока Самойлова.
Ну, и из новых, расцветших под буйной сенью "Воздуха" и душных Липок, тоже вообще урывками.
Не знать кого-то - это не страшно, гораздо хуже не интересоваться.

[identity profile] dashca-enotik.livejournal.com 2012-04-23 09:19 pm (UTC)(link)
Хаха, я даже не знаю, что такое Лианозовская школа (ну то есть теперь уже прочла в Википедии, но до сих пор не знала). А у Самойлова я знаю (и люблю) почему-то только одно стихотворение, вот это http://samoilov.ouc.ru/pered-snegom.html.
Почему-то есть такие поэты, которых любишь одно стихотворение.
Вот у Слуцкого я тоже люблю одно, я его постила когда-то, вот http://dashca-enotik.livejournal.com/331679.html

[identity profile] oleynikov.livejournal.com 2012-04-23 09:43 pm (UTC)(link)
Ох хорошо, спасибо за Самойлова. В Слуцкого пока не вчитался.

От!

[identity profile] taksa-ru.livejournal.com 2012-05-05 04:13 pm (UTC)(link)
Смеяться будешь-и я люблю Багрицкого.
Мне только Опас -чужой с евоной думой))0

Re: От!

[identity profile] oleynikov.livejournal.com 2012-05-06 07:25 pm (UTC)(link)
контакт, как говорилось в одной старой игре)) впрочем, неудивительно